Противопожарное обеспечение УАЗ-3151х.

Выбор огнетушителя. Углекислотный огнетушитель брать не хотелось, поскольку он сбивает пламя, но не препятствует дальнейшему горению, в отличие от порошкового. Из порошковых приглянулся генераторного типа, так как давление создается не при его зарядке, а при активировании патрона генератора, а значит при хранении не надо беспокоится за герметичность баллона. Взял ОП-4(г), УАЗ не ОКА, всё-таки.

Кронштейн. Штатно в машине имеется место, куда по мысли авторов, должен крепиться огнетушитель, однако кроме болтов, вкрученных в это место, завод ничего предложить не смог. Поиски готового кронштейна окончились неудачей, и видимо не только у меня - достаточно спуститься в метро и поглядеть, как там висят огнетушители в вагонах.

Поэтому огнетушитель какое-то время ездил в машине под штурманским сидением. В конечном итоге, после того, как машина однажды легла на бок, и огнетушитель совершил свой незабываемый полет по машине, было решено поставить его "как надо". Для изготовления кронштейна понадобилась стальная полоса 80х8 мм, стальная полоса 40х2 мм и... резиновая хреновина, которую мне презентовал сосед по гаражу.

Я честно не знаю её названия и назначения, но попадалась она в автомагах, рублей по 15 за штуку. Одна единственная сложность была - согнуть "восьмерку" под 90 град с минимальным радиусом. Сделать самому такое мне было не под силу. Остальное было изготовлено в течении пары часов при помощи болгарки, молотка, плоскогубцев, метчика на 4 мм и пары гвоздей, которые и остались в сочленениях в качестве осей после "намотки" на них металла.

Таким образом, получилось: опора, две прокладки (надо было как-то компенсировать углубление стенки) из той же "восьмерки", хомут с одним подвижным сочленением металл-металл и одним металл-резинка. Хомут закрепил позади опоры на четырех болтах М4, резьбу для которых нарезал в опоре. Все делал по месту и под имеющийся огнетушитель.

Конструкция хомута рассчитывалась таким образом, чтобы он раскрывался рывком руки на себя и не мешал выпадению огнетушителя. За три года эксплуатации проблем с ним не было: не смотря на отсутствие поддона, огнетушитель стоит на месте мертво при любых прыжках машины, и не смотря на толщину баллона, пассажиру не мешает.

Кронштейн огнетушителя
Фото 1.
Кронштейн огнетушителя.
Огнетушитель в кронштейне
Фото 2.
Огнетушитель в кронштейне.

Самосрабатывающий огнетушитель. Еще при покупке бортового огнетушителя, обратил внимание на небольшой красный баллончик "Допинг-2", а спустя 3 года, договорившись с жабой, поставил его.

Зачем он нужен? При столкновении с чем либо, крышку моторного отсека можно и не открыть, в то время как топливная магистраль может оказаться поврежденной. Чем всё может кончиться не трудно догадаться.

Другой, более банальный и распространенный случай: незатянутый хомут топливопровода, как следствие - фонтанирование бензина под капотом с теми же последствиями. Даже если и будет возможность открыть крышку горящего моторного отсека, то при открытии её для тушения, туда попадет свежий воздух, чему огонь будет несказанно рад. Словом, хорошо иметь под капотом нечто, что само попытается справиться с возгоранием. Огнетушитель представляет из себя самозапускающийся генератор аэрозоли, который за короткое время вытесняет из замкнутого объема воздух, из-за чего огонь не способен гореть, хотя и есть чему гореть. Срабатывает он либо автоматически от огнепроводного шнура (при достижении 200 град.), либо при подаче бортового напряжения (кнопкой).

Крепление. Идеально устанавливается на крышке капота, на концы дуги фиксации капота, но поскольку капот в этом месте неровный, то один из концов пришлось нарастить переходником, изготовленным из отрезка 12-ти мм стрежня, в котором был просверлен и нарезан продольный канал, куда была частично вкручена и закернена резьбовая часть болта. Сам огнетушитель крепится за свою штатную скобу на подготовленное посадочное место гайками. Никаких отверстий в скобе "Допинга" сверлить не нужно.

Допинг-2, установленный на крышке капота.
Фото 3.
Допинг-2, установленный на крышке капота.
Видны огнепроводный шнур и неподключенные провода электрозапуска.
Крепление Допинг-2 к крышке капота
Фото 4.
Крепление Допинг-2 к крышке капота.
Виден переходник, "выравнивающий" плоскость установки.

16 сентября 2007 г.