УАЗка

Якорь для лебедки

Ситуация, когда есть лебедка, но цеплять ее не за что, нередка. В этом случае требуется якорь. Если подобная ситуация явление скорее случайное, нежели закономерное, существует неплохой народный способ изготовления якоря на месте: поперек дороги закапывается бревно, середину которого опоясывает трос лебедки или фал. Однако этот способ вместе со своими достоинствами имеет и недостатки, а именно:

  • найти подходящее бревно не всегда легко (на людей, готовых ради проезда выкосить пол-леса, это, разумеется, не распространяется), ведь бревно не должно быть узким и подгнившим;
  • на бревне нужно кого-то ставить или как-то его нагружать сверху, иначе оно вылезет под нагрузкой;
  • подготовка такого якоря отнимает силы.
  • Таким образом, для частого применения этот способ не слишком хорош и лучшим вариантом будет специальное устройство, возимое с собой. Опишу свой вариант подобного устройства.

    Описание конструкции. Данное устройство является, по сути, складным вариантом однолапого морского якоря, поэтому за неимением "сухопутной" терминологии, я буду пользоваться морской. Якорь состоит из следующих частей.

    Веретено. Эта часть объединяет все детали устройства. Чем выше соотношение его длины к длине закопанной лапы, тем меньше якорь перекашивается и стремится вылезти. Длина веретена установлена такой, чтобы якорь в сложенном виде помещался на пол заднего сидения поперек машины. В качестве материала для изготовления веретена использована прямоугольная профильная труба 50х25х2.5. В задней части веретена высверлено два 12 мм отверстия для крепления лапы. Спереди смонтировано сцепное устройство, представляющее собой две выступающие за осевой габарит трубы накладки 4.5 мм, стянутые через веретено двумя болтами М10. Выступающие части накладок сомкнуты сквозным болтом М12 (Фото 8). Подобное решение обусловлено тем, что труба имеет тонкие стенки и крепление скобы или иного приспособления непосредственно к трубе в единственной ее точке может под нагрузкой ее повредить. Изнутри труба усилена двумя полосами 40х4. Торцы трубы заглушены деревянными вставками. В средней части на двух болтах смонтирован кронштейн для укосины, представляющий собой две треугольные накладки 4.5 мм, стянутые через тягу двумя болтами М10 (Фото 9).

    Лапа. Выполнена в виде пятиугольного 4 мм стального листа, закрепленного десятью болтами М10 к двум параллельно установленным уголкам 63х63х6. Нижние грани полотна лапы заточены. Нижняя часть уголков скошена. Части уголков, выступающих за полотно лапы, имеют по два отверстия на встречу друг другу - для крепления веретена и укосины, которые помещаются между уголками. Отверстия в уголках сделаны не по средине, а на расстоянии 25 мм от основания. Сделано это затем, чтобы труба, уложенная между уголками, лежала с ними в одной плоскости.

    Укосина. Служит для создания жесткости конструкции. Изготовлена из такой же трубы, что и веретено. Торцы укосины скруглены с радиусом, позволяющим ей свободно вращаться в своем кронштейне на веретене. В торцах имеет отверстия под болты М12.

    Собираться якорь может четырьмя способами, которые определяются расположением веретена и укосины в уголках, а также стороной лапы. Способ, когда веретено находится посредине уголков лапы, а укосина сверху, имеет смысл на твердых, плотных грунтах от самой поверхности. Для крепления к уголкам в этом случае используется ближнее отверстие в веретене. Способ, когда веретено находится сверху, а укосина снизу целесообразен там, где якорь надо закапывать глубже. Веретено в этом случае соединяется через дальнее отверстие. Менять сторону самой лапы может понадобиться, например, в случае изгиба полотна лапы. Способов укладки якоря также несколько и определяются они способом сборки. Для первого способа сборки удобно складывать якорь так, как показано на фото 7. Можно складывать якорь так, чтобы лапа располагалась между веретеном и укосиной (на фото 9 видна щель для размещения полотна лапы).

    Якорь собран по способу 1. Угол между лапой и веретеном немного меньше 90°, угол больше может не удержать якорь, угол меньше даст меньшую полезную проекцию.

<? echo 312; ?>

<>
    Фото 1
    Якорь собран по способу 1. Угол между лапой и веретеном немного меньше 90°, угол больше может не удержать якорь, угол меньше даст меньшую полезную проекцию. <>
    Якорь погружен в выкопанную яму и готов к работе.
    Фото 2
    Якорь погружен в выкопанную яму и готов к работе.
    Якорь под нагрузкой, видно, как лапа уплотняет грунт.
    Фото 3
    Якорь под нагрузкой, видно, как лапа уплотняет грунт.
    Якорь под нагрузкой. Вид сбоку.
    Фото 4
    Якорь под нагрузкой. Вид сбоку.
    Разборка якоря, из веретена извлекается палец.
    Фото 5
    Разборка якоря, из веретена извлекается палец.
    Складывание якоря.
    Фото 6
    Складывание якоря.
    Складывание якоря.
    Фото 7
    Складывание якоря.
    Сцепное устройство. На нем вертлюг.
    Фото 8
    Сцепное устройство. На нем вертлюг.
    Кронштейн укосины.
    Фото 9
    Кронштейн укосины.
    Полотно лапы. Шахматное расположение болтов усиливает его плоскость.
    Фото 10
    Полотно лапы. Шахматное расположение болтов усиливает его плоскость.
    Обратная сторона лапы. Уголки.
    Фото 11
    Обратная сторона лапы. Уголки.
    Сложенный якорь на своем месте в машине.
    Фото 12
    Сложенный якорь на своем месте в машине.

    13 ноября 2008 г.
    В ходе эксплуатации якоря был выявлен недостаток, связанный с недостаточно острым углом между лапой и веретеном, из-за которого якорь под нагрузкой имел склонность к самовытаскиваю. Для устранения этого недостатка в середине лапы дополнительно были высверлены отверстия, через которые стало возможным соединять веретено с лапой под более острым углом, что также позволило увеличить длину закапываемой части.
    Последующая эксплуатация якоря, модифицированного таким образом, показала правильность такого решения.
    Апрель. Весенняя распутица. Сели.
    Фото 13
    Апрель. Весенняя распутица. Сели.
    Яма под якорь.
    Фото 14
    Яма под якорь.
    Якорь закопан.
    Фото 15
    Якорь закопан.
    Якорь под нагрузкой.
    Фото 16
    Якорь под нагрузкой.
    Едем на лебедке.
    Фото 17
    Едем на лебедке.
    Подготовка к переносу якоря вперед.
    Фото 18
    Подготовка к переносу якоря вперед.
    31 октября 2010 г.
    УАЗка  |  Русские дороги  |  Почта