УАЗка

Генератор 2022.3771 на УАЗ-3151х с двигателем ЗМЗ-402

Про установку данного генератора (или его самарского аналога) написано уже достаточно, чтобы писать еще один отчет, поэтому ограничусь лишь описанием тех проблем, с которыми я столкнулся, устанавливая данный генератор, а также постараюсь осветить те вопросы, ответы на которые найти я смог только в процессе установки.

Комплект установки: генератор 2022.3771, регулятор напряжения (реле-регулятор, РР) 206.3702, четырехполюсная колодка (мама), двухполюсная колодка (мама), три провода 0.5 мм2 длиной ок. 1.5 метра, провод 10 мм2 длиной ок. 1.6 метра.

Замена шкива. Родной шкив не подходит по межручьевому расстоянию, а, кроме того, он имеет несколько больший диаметр, поэтому для полноценной работы генератора необходимо его заменить на родной волговский. Как известно, посадочные места у обоих шкивов одинаковы. Для съема шкива рекомендуется использовать либо тиски, либо газовый ключ. Тисков и газового ключа с соответствующим зёвом у меня не оказалось, поэтому пришлось использовать для фиксации шкива нехитрое приспособление, состоящее из запасного ремня генератора, бруска соответствующей длины и собственной руки в качестве натяжителя ремня (фото 2). Для срыва и затяжки гайки этого приспособления оказалось достаточно.

Разница в профиле обоих шкивов. Явное несоответсвие межручьевых расстояний.
Фото 1
Разница в профиле обоих шкивов. Явное несоответсвие межручьевых расстояний.
Таким образом удалось снять и закрутить обратно гайку шкива.
Фото 2
Таким образом удалось снять и закрутить обратно гайку шкива.
Шкив плотно посажен на вал, пришлось использовать отвертку для его снятия. После данной процедуры, пришлось немного выправлять крыльчатку.
Фото 3
Шкив плотно посажен на вал, пришлось использовать отвертку для его снятия. После данной процедуры, пришлось немного выправлять крыльчатку.
Шкив снят.
Фото 4
Шкив снят.
Фото 5
"Лица" обоих шкивов, посадка как у близнецов-братьев.
Диаметр ручья родного шкива 48 мм.
Фото 6
Диаметр ручья родного шкива 48 мм.
Диаметр ручья волговского шкива 44 мм.
Фото 7
Диаметр ручья волговского шкива 44 мм.
Диаметр вала генератора 17 мм.
Фото 8
Диаметр вала генератора 17 мм.

Монтаж. Как видно на фото 9, посадочные места немного отличаются, несмотря на то, что формально они одинаковы, поэтому, согласно мануалу, дабы избежать поломки ушей генератора, до предварительной затяжки генератора была ослаблена гайка подвижной части его кронштейна (фото 10). После предварительной затяжки генератора, гайка кронштейна была затянута. РР встал на место аварийного вибратора (фото 14).

Посадочные места обоих генераторов.
Фото 9
Посадочные места обоих генераторов.
Подгонка кронштейна по месту.
Фото 10
Подгонка кронштейна по месту.

Подключение. Поскольку изначально стоял генератор с встроенным РР, к которому подходил лишь провод питания, то пришлось немного переделать проводку: к генератору теперь идет три провода: питание с РР (первый вывод Ш - шунтовой обмотки возбуждения), управление с РР (второй вывод Ш) и общая "масса" между генератором и РР. Эта тройка проводов была скручена в жгут изолентой и проложена от генератора через ввод стенки моторного отделения с правой стороны к РР. На самом генераторе, как и на РР не указано, какой из проводов Ш куда подключается - это безразлично, поскольку для генератора переменного тока полярность обмотки возбуждения роли не играет. Питание РР (и генератора) было взято с "+" коммутатора (в соответствии с нижеприведенной схемой).

Схема подключения генератора

Схема подключения генератора. На схеме: 1 - генератор, 2 - регулятор напряжения, 3 - комутатор, 4 соединение проводов колодками, 4а - разводка ответной колодки подключения РР (вид со стороны проводов).

Запуск. После включения двигателя установилось напряжение 12 вольт, с фарами просаживалось до 11,5. Задумался. Вся надежа была на "заглушку" на РР, стал её звонить мультиметром. Сопротивление - ноль. Расковырял герметик. Внутри оказалось припаяное 1 кОм (10%) сопротивление, которое было кое-как заправлено в один из колодцев колодки, где оно зашунтовалось второй своей ногой.

Изначальный вид (герметик удален).
Фото 11
Изначальный вид (герметик удален).
Клеммы извлечены и припаяны к потенциометру.
Фото 12
Клеммы извлечены и припаяны к потенциометру.
Фото 13
"Заглушка" в сборе.

Исправил. Напряжение 14,6...15,0 вольт. Много. Решил подобрать потенциометром правильное, чтобы потом подобрать постоянное, да задумался, зачем постоянное? Что-то опять уплывет. Решил поставить подстроечный резистор напостоянно. В барахле нашел старый одноваттный СП-5-2 на 1 кОм, его и поставил. Удобно: многооборотное, винт просто так не сбить, компактно. Вкупе с бортовым цифровым вольтметром позволяет постоянно контролировать напряжение и рулить им при необходимости. Зависимость напряжения от сопротивления такая: 0 ом - 12 вольт, бесконечность - 16 и выше (долго не исследовал).

РР установлен и подключен.
Фото 14
РР установлен и подключен.
Подключение генератора.
Фото 15
Подключение генератора.
Цифровой вольтметр - вещь не лишняя, особенно с необслуживаемой АКБ.
Фото 16
Цифровой вольтметр - вещь не лишняя, особенно с необслуживаемой АКБ.

Силовой провод.Установка более мощного генератора потребовала и замены силового провода на более мощный - 10 мм2 (из расчета 10А на квадрат). Штатный провод шел от генератора напрямую к АКБ, где был обжат в клемме. Замена провода свелась к замене одного провода другим. Основная трудность была связана с плюсовой клеммой АКБ, из которой в начале надо было достать провода, а потом заделать всё обратно. Первая операция потребовала разведения зажима мощной отверткой и пассатижами. Внутри клеммы оказались поперечные стопорные барьеры, так что просто вытащить жилы "в раскачку" вряд ли бы удалось. Запрессовка оказалась сложнее, поскольку общая толщина жил увеличилась, и на её величину клемма оказалась явно не расчита. На помощь пришло тупое зубило, которым удалось почти полностью забить жилы внутрь полуобжатой клеммы.

Штатный монтаж проводов в клемму. Сверху виден провод генератора. Провода просто обжаты, никакой пайки нет.
Фото 17
Штатный монтаж проводов в клемму. Сверху виден провод генератора. Провода просто обжаты, никакой пайки нет.
Прогрев наконечника (для уменьшения теплоотвода он завернут в тряпку). Паяльника на 40Вт хватило, его жало прекрасно вошло в наконечник.
Фото 18
Прогрев наконечника (для уменьшения теплоотвода он завернут в тряпку). Паяльника на 40Вт хватило, его жало прекрасно вошло в наконечник.
Место жала паяльника занимает провод.
Фото 19
Место жала паяльника занимает провод.
Силовой провод на генераторе.
Фото 20
Силовой провод на генераторе.

26 сентября 2007 г.
УАЗка  |  Русские дороги  |  Почта