Пятница, 15 декабря 2006

Епархиальное женское училище города Ржева

В моих поисках часто случаются интересные находки там, где их не ожидалось. Обычно это происходит, когда информации по основному предмету - истории церквей Тверской губернии - мало. Это приучило меня не пренебрегать любыми сведениями, пусть даже косвенными.

Среди книг и архивных материалов, которые приходилось просматривать в поисках информации об истории церквей города Ржева, мне попадались отрывочные сведения о разных сторонах жизни этого города. В какой-то момент, когда их накопилось достаточное количество, мне захотелось о них рассказать. По маленьким крупицам, по кусочкам, как из разноцветных стеклышек, складывалась история. Яркая, живая. Та история, которой нас не учили в школе, и которая исчезнет только в том случае, если не останется никого, кто бы о ней помнил.

История первая: "Епархиальное женское училище города Ржева".

Отчеты всевозможных комиссии и ведомств, обычно, довольно сухие и скупые. Цифры, перечисления расходов и доходов, списки благотворителей. Что можно было интересного найти в отчете о состоянии Ржевского Епархиального училища начала XX века?

Оказывается, если читать внимательно, то много. Очень много интересного…

Не будем выбрасывать ничего из нашей истории, протрем этот кусочек цветного стекла, и он засияет яркими красками.

Фасад здания епархиального училища. 2006 год.

Епархиальное училище было открыто для девочек духовного сословия города Ржева в 1865 году. До настоящего времени здание училища сохранилось и находится на пересечении улицы Коммуны и улицы Калинина. В крыле по улице Коммуны находились дортуары и учебные классы, а в крыле по улице Калинина — Смоленская церковь, домовая церковь училища. Внутренний интерьер здания полностью утерян, но внешне оно сохранилось практически в своем прежнем виде, за исключением утраченных куполов церкви и незначительных деталей декора.

Учреждено училище было по инициативе и на средства некой Анны Мазуриной, впоследствии получившей звание почетной горожанки города Ржева. Анна не была ржевитянкой, она была родом из богатой московской купеческой семьи. История её жизни оказалась очень непростой и, в буквальном смысле, тесно связанной с епархиальным училищем в городе Ржеве. Но об этом в другой раз...

Судя по отчету за 1910-1911 года, в училище учились девочки разных сословий из четырех уездов. Такой порядок установился, очевидно, не сразу, а со временем, когда училище обрело некоторую репутацию.

Вот какие цифры приведены в отчете:
Общее число учениц 277
Из них:
Духовного сословия 156
Инословных121
 
Живут в общежитии 129
Приходящих148
 
На полном епархиальном содержании 6
На половинном12
Стипендиатки 24
 
Окончили курс и удостоены свидетельством 59 из 63 учениц старших классов.
Примечание: "на полном и половинном содержании" означает, что это девочки не из Ржева, и даже не обязательно из Ржевского уезда. Они являлись стипендиатками четырех разных уездов, в ведении которых находилось это училище.

Видно, что ржевитянок в училище, как и девочек духовного сословия, было чуть больше половины.

Следующая таблица в отчете посвящена расписанию, откуда легко получается перечень преподаваемых предметов. Он достоин нашего внимания.

  • Русский язык
  • Чистописание
  • Арифметика
  • Алгебра и геометрия
  • География
  • Естествоведение
  • Природоведение
  • Физика
  • Гражданская история
  • История русской литературы
  • Педагогика
  • Психология
  • Дидактика
  • Методика арифметики
  • Методика русского языка
  • Гигиена
  • Церковно-славянский язык
  • Рисование и черчение
  • Французский и немецкий языки
  • Рукоделие
  • Музыка
При училище был хор.

Из этого перечня хорошо видно, что девочки в училище не просто получали образование, а планомерно готовились к работе учительниц.

Кроме перечня предметов в отчете, в части об успеваемости, рассматривался вопрос составления расписания. Оказывается, это был не простой вопрос. Необходимо было распределить предметы так, чтобы нагрузка на учениц была равномерной. Чтобы особенно трудные предметы не скапливались в одной половине недели. И чтобы в один день сложные предметы обязательно чередовались с легкими. И, судя по приведенному расписанию, это не было просто благими пожеланиями.

Интересен и список преподавательского состава. Хотя бы тем, что в нем можно найти знакомые фамилии или интересные подробности.

Например, в училище, кроме начальницы, был совет, состоящий из священников. Председателем совета с 1910 года состоял Андрей Береснев, священник Христорождественской церкви города Ржева, студент семинарии. За свою должность, кстати, он единственный в совете не получал жалования.

Среди других членов совета были Авенир Лебедев, священник Ржевской Покровской церкви, Александр Маслов, священник Владимирской церкви и Владимир Поведенский, священник приходской церкви села Збоева Ржевского уезда.

В списке изменения преподавательского состава мне показался очень колоритным следующий пункт: "… на место учительницы рукоделия определена, окончившая курсы Парижской кройки и шитья Мадемуазель Теодор, крестьянская девица Мирония Демьянова".

Кроме самой этой замечательно красивой фразы, если задуматься, открываются дополнительные знания. Во-первых, даже на должность преподавателя рукоделия в этом училище требовалось специальное образование. Во-вторых, в Ржеве были какие-то умопомрачительные Парижские курсы. И, в-третьих, крестьянская(!) девица была в состоянии эти курсы оплатить и, что может быть главнее, крестьянская девица четко понимала, что образованным быть выгоднее.

Может быть, это замечание покажется не очень интересным, но, по моему мнению, оно интересно уже хотя бы тем, что не совпадает со стереотипами, к которым приучали нас школьные уроки истории.

Кроме педагогов в училище были и воспитательницы, проводившие с ученицами их свободное время. Судя по отчету, все воспитательницы имели звание домашних учительниц. Возможно, часть из них некогда окончили это самое училище.

В училище был свой личный врач и дантистка из вольнопрактикующих по городу Ржеву. Заметьте, не дантист, а дантистка. Некая София Зархина. Регулярный осмотр зубов она проводила бесплатно, а за пломбирование получала с каждой ученицы отдельно в частном порядке. Каково, а? Не такое уж и темное было время, когда в уездном городе к женскому училищу был прикреплен зубной врач. Я уже не говорю об обязательных уроках гигиены.

В училище был собственный сад, где девочки при хорошей погоде ежедневно гуляли. Под присмотром своей воспитательницы они посещали загородную рощу. Так и представляется картина…

Идет классная дама с непременным зонтиком в руке и в строгих очках, а за ней стайка девочек в форменных платьицах и передничках. Дама очень строгая, она окрикивает своих воспитанниц по-французски, а тем очень хочется просто побегать и повизжать в чудном летнем саду…

Для развлечения в зимнее время устраивались катания с горок, летом играли в крокет. В общем, на воздухе в активных играх девочки проводили немало времени.

Итак, уроки начинались в 9 часов, каждый урок (кроме музыки) продолжался 50 минут. Первая и третья перемены длились 10 минут, вторая перемена - 35 минут. Во время большой перемены воспитанницы, жившие в общежитии, пили чай.

Интересно еще вот что: кроме обычных уроков среди учениц устраивались общие внеклассные чтения. Это было не просто чтением вслух, но и общим обсуждением прочитанного. Часто, для таких общих чтений использовалось время занятий рукоделием.

Город Ржев. Епархиальное училище. Начало XX века. Город Ржев. Епархиальное училище. 2006 год
Город Ржев. Епархиальное училище. Начало XX века и 2006 год. На современной фотографии нет купола Смоленской церкви и колокольни, но четко просматриваются апсиды алтарной части училищного храма.

Позволю себе небольшое лирическое отступление в тему сказанного. Когда я училась в младших классах школы, я ходила в кружок, который назывался "мягкая игрушка". Полтора десятка девочек младшего и среднего возраста под руководством преподавательницы, мы учились шить маленьких зверюшек из меха и ткани, шили их и куда-то отдавали. Хорошо помню нашу учительницу - сухонькая и прямая старушка с седым пучком волос. В вечном пуховом платке на плечах и чуть спущенных на нос круглых очках. Даже тембр голоса ее помню.

Так вот, она ввела строгое правило - мы читали вслух книгу. Каждая девочка читала две страницы и передавала книгу по кругу. Таким образом, все успевали и поработать и почитать. После окончания главы допускалось небольшое обсуждение прочитанного, но не более того. Никакого лишнего шума, никакой болтовни. Не помню, как называлась книга, но помню как выглядела… Толстая была книга. Что-то там про совесть и про девичью честь.

И вот, изучая отчет епархиального женского училища я невольно вспомнила и тот кружок, и наши чтения, и даже вспомнила зрительно, как лежали на столе нитки и кусочки ткани. Вот загадки памяти!

И мелькнула у меня безумная мысль, а может быть, наша старушка когда-то училась у крестьянской девицы, окончившей парижские курсы кройки и шитья?..

Ну вот, опять я увлеклась… Вернемся к Ржевскому епархиальному училищу и его воспитанницам.

Интересно то, что домашние задания в младших классах задавались только по русскому языку и арифметике, чтобы не перенапрягать учениц. А вот в старших - по всем основным предметам, кроме физики и гигиены. При этом особое внимание в старших классах уделялось письменным упражнениям, они считались важным средством умственного развития. Такие упражнения назывались "экспромтами": воспитанницы должны были уметь самостоятельно в сравнительно короткий срок изложить письменно в свободной форме свои мысли по заданной теме.

Естественно, при училище была собственная библиотека. Кроме ученической литературы (1665 томов), она содержала книги по религиозному и нравственному отделам, естественно историческому отделу и, конечно же, беллетристика (всего 2121 том).

Кроме того, выписывались журналы: Богословский и Церковный вестник, Тверские епархиальные ведомости, Странник, Отдых христианина, Исторический вестник, Вестник воспитания. Журналы Нива, Природа и люди, Юная Россия, Всходы, Путевой огонек и Регентское и Хоровое дело.

Ничего не могу сказать о большинстве приведенных изданий, но вот старые номера журнала "Нива" я сама держала в руках. Могу засвидетельствовать, что это очень и очень интересное, просветительское издание. Нечто вроде современного "Вокруг Света".

При епархиальном училище была церковно-приходская школа. Исключительно женская, одноклассная. В городе Ржеве она считалась образцовой. Информация об этой школе тоже весьма интересна.

В 1910 году в школе насчитывалось 63 ученицы.
Из них:
Духовного звания 5
Дворяне 5
Купеческого сословия 10
Мещане 20
Крестьяне 23

Не так уж и мало количество крестьян (самой темной части дореволюционной России, как нас всегда учили), отдавших своих дочерей в начальную школу. Обращаю особое внимание: не мальчиков, а именно девочек. Сейчас это не кажется чем-то особенным, но в начале XX века, особенно среди крестьянского сословия, считалось, что девочке совсем не обязательно образование. Или нам только про это рассказывали, а все было несколько иначе?..

Следующая таблица еще интереснее!
Из 63 учениц:
Православных 40
Старообрядок 22
Католичек 1

Удивительная картина. В Ржеве, по статистическим данным того времени, есть несколько бесплатных начальных школ. А в начальной школе при православном епархиальном училище учится 30% девочек из старообрядческих семей! Похоже, что школа считалась образцовой не зря…

Судя по сухим данным отчета, никакого принуждения к девочкам старообрядкам не применялось. Священник Смоленской церкви не заставлял их присутствовать на молебнах, не принуждал их к разговору, когда они поначалу от испуга прятались от него, пока не привыкали к его присутствию. Да и если бы какие-то принуждения и были бы, родители вряд ли отдавали туда своих детей. Выбор у них был. В Ржеве существовали школы и с учительницами из старообрядцев.

Ученицы, успешно окончившие полный курс школы, поступали при желании в первый класс епархиального училища. Вот тут, я думаю, девочки старообрядки уже избирали другой путь. О распределении учениц училища по вероисповеданию нет ни единого слова, скорее всего в епархиальном училище такого расслоения уже быть не могло по определению.

Начальная школа не просто так была открыта при епархиальном училище. Это был очень логичный и умный ход. Правда, мне не удалось найти информацию о самом начале деятельности и училища и школы, так что я не знаю, сразу ли был сформирован этот тандем или сложился со временем.

Как уже говорилось, воспитанницы епархиального училища планомерно готовились к преподавательской деятельности. Но ведь кроме теории необходима и практика.

Оказывается, такая практика была! В старших классах, девочки кроме обычного набора предметов имели так называемые практические занятия. Проходили они в два этапа в начальной школе. На первом этапе ученицы просто присутствовали в классе на уроке учителя. Затем, под руководством своей воспитательницы они готовились к занятиям, изучая учебники школы. После чего они проводили свои собственные пробные уроки. О своих занятиях в классе начальной школы ученицы-практикантки обязаны были составить письменный отчет и предоставить его преподавателю дидактики. По окончанию каждого урока такой отчет подвергался общему разбору и оценке среди остальных учениц-практиканток. Оценивалось и знание материала, умения его объяснить и внешние впечатления от проведенного урока.

Из воспитанниц Ржевского епархиального училища, окончивших практический курс подготовки по начальному обучению, около 200 девушек стали учительницами народных школ.

Вот такой небольшой кусочек жизни нашей страны был найден на страницах, казалось бы, ничем не примечательного отчета о состоянии дел Ржевского епархиального женского училища. Который раз убеждаюсь, что неинтересных мелочей не бывает, мы просто не всегда умеем увидеть их реальную ценность.

Картина Ржевской художницы
Картина ржевской художницы Ирины Аввакумовой "Уголок старого Ржева". На картине изображено здание бывшего епархиального училища, на заднем плане Покровская старообрядческая церковь.


  • В качестве иллюстраций использованы изображения с портала www.rzev.ru.
  • Автор снимков современного Ржева — Rzevityanka.
  • Благодарю Basile и других участников Ржевского форума за информацию о нынешнем состоянии бывшего Епархиального училища.
Филиппова Елена
Русские дороги
Фотогалерея
альбомы:
cлучайные фотографии:







Когда-то все окна были заколочены, на дверях до сих пор кованные замки. Пробраться внутрь можно только через нижние окна.


Русские дороги |Фотогалерея | ЖЖ | Почта