Суббота, 24 июля 2004

Корчева. Несостоявшееся путешествие.

Попасть в Корчеву мне хотелось очень давно. Впервые услышала я о ней зимой 2003-его года. Совершенно случайно наткнулась в интернете на сайт www.korcheva.ru, когда искала информацию о Конаковском районе. Интерес к окрестностям Конаково возник из-за того, что именно в этом районе, на самой границе московской и тверской областей, находится наша дача, где я провожу много времени летом. После появления в нашей семье машины, подходящей для русских дорог, сильно возрос интерес к окружающим нас местам, по которым мы и начали путешествовать.

Корчеву называют Тверской Атлантидой. Судьба ее плачевна. При строительстве канала Москва-Волга, в 1936 году город был уничтожен, как попадающий под затопление водами Иваньковского водохранилища. Все жители переселены, дома либо вывезены, либо взорваны на месте. Затопленный город Калязин с колокольней, возвышающейся над водой, стал знаменитостью, хоть и печальной. А вот о Корчеве почти нет упоминаний, весь ужас в том, что про нее просто забыли... Особенно тяжело об этом думать, зная, что из-за ошибки в расчетах старый уютный город снесли напрасно — примерно 30% его площади в итоге не попало под затопление, а просто было стерто с лица земли. Хотя город можно было не уничтожать, а лишь перенести часть домов в сторону от воды. Но... Осталось лишь одно здание — дом Рождественских, в котором размещен теперь "Дом рыбака" на самом берегу водохранилища. Как указывается в некоторых источниках, от города остались еще и фундамент одной из разрушенных церквей, заросли терновника, да липовые и кленовые аллеи отмечают бывшие улицы.

Дальше не проехать

И так жалко стало мне этот город, так захотелось побывать в нем, увидеть то, что осталось, отдать дань памяти. На русской земле немало погибает городов и еще больше деревень, но если помнить о них, если рассказывать о них, то не исчезнут они бесследно. Мне так кажется.

Поиск в интернете описания пути в Корчеву дал неутешительный результат: добраться туда наверняка можно только по воде. По суше летом это сделать затруднительно. Как было написано в одной из конференций — "летом туда даже на Ниве не всегда можно доехать". Исследование карты показало, что дорога к урочищу Корчева есть. Правда она примерно за два километра до цели и превращается в прерывистую линию, что в примечаниях называется "лесной дорогой".

Ну, УАЗик все же не Нива, решили мы и однажды хорошим летним днем в июне 2004 года, не долго собираясь, поехали искать затерянный город. Надо сказать, что это была наша первая поездка в Конаково вообще, этих мест мы тогда не знали толком, но ГРЭС нашли без особого труда, свернули согласно карте направо и поехали дальше. Дорога довольно долго представляла из себя вполне нормальную бетонку. Потом, когда мы, миновав все поселочки и дачные участки, выехали в лес, дорога превратилась в грунтово-глинянную, но вполне проезжую часть. Судя по карте нам оставалось около двух километров до цели, настроение было приподнятое. Еще бы! Путешествие оказалось совсем простым вопреки нашим ожиданиям. Вот тут-то грунтовая дорога и закончилась...

Осталось полтора километра!

Заканчивалась дорога внезапно, как-будто именно здесь передумали строить ее дальше. Довольно странная ситуация, так как в глухом лесу дорога, которая никуда не ведет, абсолютно не имеет смысла. Грунтовая дорога плавно опускалась и переходила в дорогу лесную. Правильнее было бы называть это уже не дорогой, а направлением. Полоса пространства, которая не покрыта деревьями, изрезанная бороздами старой колеи, с огромными лужами по всей своей поверхности. Вот что такое дорога, которая предстала перед нами. Самонадеянные, мы еще немного проехали по ней, ничего не говоря, но с опаской поглядывая на сужающееся пространство, на подступающие по бокам деревья, на грязевые лужи впереди.

В какой-то момент дорога переда нами раздволилась. Правая ее часть уходила в заросли молодого кустарника, левая резко сужалась.
— Надо возвращаться, — вдруг сказал Максим, — мы не проедем дальше, посмотри какие там глубокие борозды.

Он был прав, в лесу солнца не так много и, несмотря на то, что давно стояли солнечные дни, здесь дорога еще долго не просохнет. Мне очень хотелось в Корчеву, я посмотрела на карту: до цели оставалось примерно полтора километра. В принципе, это расстояние легко можно было пройти пешком, но с нами была дочка и тащить ее "туда, не зная куда" было неправильно. И мы стали разворачиваться.

Вот тут то нас и поджидала неприятность. Попав в жидкую и глубокую колею, наш УАЗик застрял. В попытках быстро выбраться, не расчитав глубину колеи, Максим посадил машину на мосты. Как сговариваясь, на место нашего вынужденного привала тучами прибывами комары и слепни. Солнце стояло в зените.

Мы с Анютой таскали из леса старые коряги, пытаясь как-то помочь выбраться бедному нашему УАЗке, Максим откапывал его, пытаясь сдвинуться с места. Ему сильно досталось, тем более, что это было наше самое первое "боевое крещение", до сих пор мы ни разу не забирались в грязь настолько, чтобы застрять в ней. Лопата — вот великий инструмент! Лопата в умелых мужских руках делает чудеса. Правда, как говорит Максим, если бы у нас тогда была лебедка, мы выбрались бы на порядок быстрее. Кстати, теперь лебедка у нас есть, даже уже однажды пригодилась, но это совсем другая история :о)

Солнце уже начало клонится к вечеру, когда наш УАЗик, рыча выбрался на грунтовую дорогу. Уффф...

В этот раз Корчева не дождалась гостей. Мы ехали домой и я думала про одинокий затерянный город, про который почти все забыли, про город, которого нет. Она ждет... наверное все время ждет.

Мы еще вернемся, честное слово.
июнь 2004 года
Продолжение:
КОРЧЕВА. Путешествие в трех частях.
Источники информации:
Филиппова Елена
Русские дороги
Фотогалерея
альбомы:
cлучайные фотографии:

Самая длинная ночь в году...


Розетка-солнце на фронтоне


Церковь святой Троицы


Русские дороги |Фотогалерея | ЖЖ | Почта