Воскресенье, 10 декабря 2006

Реклама как отражение истории.

Я очень не люблю рекламу, наверное это может сказать практически любой житель большого города. Реклама стала слишком навязчивой, она сыпется в почтовые ящики, кричит с экрана и не оставляет нас на улицах города, преображая его, когда-то любимые улицы. Она давно уже не вызывает никаких чувств кроме раздражения и желания не видеть ее больше никогда.

Просматривая старые журналы "Нива", с удивлением поймала себя на том, что внимательно прочитываю рекламные объявленнием с не меньшим интересом, чем исторические заметки. В какой-то степени эти объявления являлись отраженим той жизни, которая смотрела на меня с пожелтевших страниц старого иллюстрированного журнала.

Чем же интересовались наши соотечественники в 1897 году?

Самые лучшие французские духи, новейшие современные велосипеды, пишущие машинки и резиновые галоши. Объявления о самом эффективном патентованном средстве от клопов и увещевания "Ешьте геркулес!". Предложения обучить кройке и шитью, вылечить от заикания и так далее и тому подобное.

Одно объявление привлекло мое внимание своей необычностью. В этом объявлении ничего не предлагалось, а наоборот, некий человек просил 1000 рублей на два года. Деньги требовались ему для участия в научной экспедиции в центральную Азию. Сумма по тем временам не маленькая. Из объявления не ясно, каким образом путешественник намеревался отдавать долг по возвращению из экспедиции. Но деньги он просил не в подарок, а под залог.

В залог предоставлялась большая зоологическая коллекция (птицы, змеи и т.д. до 1500 экземпляров), научные и другие книги общим числом 3000 томов, а также, ящик рукописей. Что-то подсказывает мне, что для этого натуралиста самым дорогим был как раз ящик рукописей.

Насколько был интересен этот залог для потенциального спонсора я даже не могу предположить. С одной стороны, люди, имевшие свободную 1000 рублей скорее всего не очень разбирались в зоологии, а с другой стороны, в те времена настоящие меценаты все же встречались, в отличие от нашего времени.

К сожалению, не представляется никакой возможности узнать о дальнейшей судьбе господина натуралиста. Нашел ли он деньги на экспедицию? Успешна ли она для него была? И вернулся ли он оттуда?..

Вернемся к рекламе. Судя по объявлениям, все самое замечательное обязательно должно быть патентованным. Возможно, это сродни современному "научно доказано..." или "ассоциация стоматологов рекомендует...".

Похоже, что рекламу читали не только потенциальные потребители продукта, но и те, кто искал новые идеи для поправки собственного материального положения. Например, через несколько номеров после объявления о замечательном патентованном мыле господина Яковлева "Чистотел", которое обеспечивает небывалую белизну кожи и выведение веснушек, в продаже появилось мыло с таким же названием, но к господину Яковлеву уже не имеющее никакого отношения. Подтверждением этого предположения служило необычно оформленное объявление, не обратить на которое внимание было невозможно. Текст в очень толстой черной рамке гласил, что в виду появившегося подражания мылу "Чистотел", господин Яковлев обращает внимание покупателей на тот факт, что на каждом куске настоящего мыла стоит его подпись. Интересно, насколько сильно отличалось поддельное мыло от настоящего? А правильнее было бы спросить, действительно ли замечательное патентованное мыло выводило веснушки?.. Одним словом, "опасайтесь подделок".

Но это все мелочи, не так интересно. Попадаются экземпляры просто потрясающие. Например, предлагается популярно-научная книга, доказывающая теорию вероятностей. А доказывается это теория на очень практическом примере — поиске счастливых номеров. Всего один рубль двадцать копеек и вы счастливый обладатель инструкции по подбору выигрышных билетов! В объявлении так, походя, отмечается, что 1 марта нынешнего года на подобранные счастливые номера выпал выигрыш на сумму 550 тысяч рублей. Остается только догадываться, зачем автор этого замечательного пособия раздает его за бесценок налево и направо, вместо того, чтобы грести деньги лопатой, выигрывая на счастливых номерах :о)

Далее в том же духе: каждый интеллигентный человек может иметь 2000 рублей годового дохода или 100 рублей экономии, если купит книгу всего за 2р. 50к. Книгой оказывается самоучитель парфюмерно-техно-косметической фабрикации, которую предлагает издатель-фармацевт из Винницы.

Неожиданно взгляд останавливается на рисунке, на котором изображена лошадь, склонившаяся над... унитазом. Брр.. Нет, конечно это не унитаз. Просто случайное совпадение образов. На самом деле это гигиенически-экономический патентованный аппарат для кормления лошадей овсом! Рекламное объявление озаглавлено "Карман и братья Млынарские".

Текст выдержан в самых лучших традициях "навешивания лапши". Сначала небольшое введение: каждая лошадь в день разбрасывает 4 фунта овса, так что при цене 75 копеек за пуд, замечательный патентованный аппарат окупится за 9 месяцев, так как он полностью предотвращает разбрасывание овса лошадью.

Дальше больше. Кроме серьезной экономии овса аппарат заботится о здоровье лошади. Вот цитата: "... лошадь не может набрать сразу много зерен и вынуждена медленно и тщательно пережевывать каждое зерно, вследствии чего устраняются колики в желудке, убивающие большинство лошадей." Вот так Братья Млынарские с Карманом(?) заботятся не только о кармане своих покупателей, но и о здоровье их лошадей.

И если еще можно предложить использовать просто глубокие кормушки в стойлах вместо патентованного аппарата, то как без него заставить лошадь тщательно пережевывать каждое зерно я даже и не знаю. Остается только удивляться, как они все дожили до этого дня и не перемерли еще сотню лет назад от желудочных колик.

Забавно, но за последнюю сотню лет немногое изменилось.

Филиппова Елена
Русские дороги
Фотогалерея
альбомы:
cлучайные фотографии:

село Трехсвятское, церковь Иконы Казанской Божьей Матери. Колокольня.





Самая длинная ночь в году...


Русские дороги |Фотогалерея | ЖЖ | Почта